План работы на 2022-2023 уч.г.:
Методическое сопровождение процесса формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников и младших школьников
7 декабря 2022г. состоялось совместное заседание методических объединений педагогов-психологов и учителей-логопедов по теме: "Методическое сопровождение процесса формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников и младших школьников". Заседание было проведено по материалам стратегической сессии кафедры специальной педагогики, инклюзивного образования и психологии НИПКиПРО.
В работе ММО приняли участие 24 педагога из 18 образовательных учреждений района.
На заседании ММО Ивакина Салтанат Тлювбаевна, педагог-психолог Краснозерского детского сада №4 рассказала об использование в своей работе игр Воскобовича, провела для участников мастер-класс по изготовлению игровизора.
В рамках встречи педагоги МКОУ Половинской СОШ, педагог-психолог Дидрих Татьяна Николаевна и учитель-логопед Калашникова Лариса Викторовна, поделились своим опытом работы по развитию и формирования функциональной грамотности у учащихся начальной школы. Рассказали и показали совместную работу, проведенную на психолого-логопедической неделе: "Планета занимательной психологии и логопедии", и открытого интегрированного занятия "Здоровье - большое богатство человека!".
Учитель-логопед Орехологовского детского сада Чвара Ирина Яковлевна показала открытое логопедическое занятия непосредственной образовательной деятельности ребёнка в старшей группе по теме: "Автоматизация звука [с] в слогах, словах и предложениях", осветив основные моменты коррекционно-развивающегося занятия.
Руководители методических объединений педагогов-психологов и учителей-логопедов Дидрих Татьяна Николаевна и Сидорова Алина Сергеевна провели квест-игру по разработке коррекционно-развивающегося занятия по формирования функциональной грамотности (жизненных компетенций) у обучающихся с ОВЗ. По итогу игры команды представили свои разработки.
Методическая копилка пополнена новой и интересной информацией.
Формирование функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: приемы для развития и коррекции
10 ноября 2022 года сотрудники кафедры специальной педагогики, инклюзивного образования и психологии провели проектировочную сессию для руководителей муниципальных методических объединений учителей-логопедов, учителей-дефектологов и педагогов-психологов.
В ходе проведения проектировочной сессии преподавателями кафедры была предствлена квест – игра по проектированию процесса разработки коррекционно-развивающих занятий. Руководители ММО научились формулировать цели коррекционного занятия, направленные на развитие функциональной грамотности. В соответствии с этим участники сессии подобрали методические приемы коррекции нарушенных у детей функций и приемы коррекции нарушений «в функционировании» детей (жизненных компетенций). Отработана также система оценки результативности занятий, которая включает оценку динамики формирования функциональной грамотности (жизненных компетенций).
Специфика формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ и речевыми нарушениями в контексте задач развития и воспитания личности: приоритетные задачи на 2022/2023 учебный год
29.08.2022 года на базе МКОУ Краснозерского лицея №2 имени Ф.И. Анисичкина состоялось плановое заседание муниципального методического объединения учителей – логопедов Краснозерского района по теме: «Специфика формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ и речевыми нарушениями в контексте задач развития и воспитания личности: приоритетные задачи на 2022/2023 учебный год».
На заседании присутствующим учителям – логопедам был представлен анализ и интерпретация результатов педагогической диагностики сформированности функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ и речевыми нарушениями в контексте задач развития и воспитания личности. Так же участники ММО обсудили и утвердили приоритетные задачи на 2022/2023 учебный год.
Так же Сидорова Алина Сергеевна, руководитель ММО учителей – логопедов, представила информацию по материалам методической секции в рамках 22 съезда работников образования НСО.
Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся средствами сформированных кейсов, включающих задания по развитию познавательных, коммуникативных и регулятивных действий как основы функциональной грамотности
24.03.2022 года на базе МКУК «ЦБС Краснозерского района» состоялось плановое заседание муниципального методического объединения учителей – логопедов Краснозерского района по теме: «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся средствами сформированных кейсов, включающих задания по развитию познавательных, коммуникативных и регулятивных действий как основы функциональной грамотности»
Заседание началось с минуты молчания. 24 марта 2022 года в нашем районе был объявлен днём траура в связи с трагической гибелью, в ходе спецоперации на Украине, нашего земляка – Соколова Сергея Витальевича. Мы гордимся подвигом и героизмом Сергея!
В рамках работы методического объединения Цыцова Татьяна Николаевна – заведующая Краснозёрской детской библиотекой, представила своё выступление по теме: «Детское чтение – один из факторов формирования читательской грамотности».
Далее выступала Сидорова Алина Сергеевна руководитель ММО учителей - логопедов по теме: «Достижение целевых ориентиров / планируемых результатов в образовании обучающихся с ОВЗ» (по материалам первой стратегической сессии специалистов кафедры специальной педагогики, инклюзивного образования и психологии ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО).
В практической части семинара участники ММО представили выполненное домашнее задание, которое заключалось в создании кейсов, включающих задания по развитию познавательных, коммуникативных и регулятивных действий как основы функциональной грамотности.
Материалы семинара
Организация взаимодействия учителей-логопедов и педагогов ОО в решении вопросов формирования читательской грамотности обучающихся, в том числе детей с ОВЗ
23.12.2021 года на базе методического отдела МБУ ДО ДДТ было проведено очередное заседание муниципального методического объединения учителей – логопедов Краснозерского района по теме: «Организация взаимодействия учителей-логопедов и педагогов ОО в решении вопросов формирования читательской грамотности обучающихся, в том числе детей с ОВЗ».
Присутствующие учителя - логопеды прослушали выступление руководителя ММО Сидоровой Алины Сергеевны по теме: «Функциональная грамотность и жизненные компетенции обучающихся ограниченными возможностями здоровья». Так же, Морозова Татьяна Николаевна, учитель – логопед МКДОУ Краснозерского детского сада № 6 представила опытработы по теме «Формирование читательской грамотности у детей с нарушением речи посредством проектной деятельности».
В практической части семинара участники ММО работали над постановкой и решением задач формирования функциональной грамотности обучающихся в ходе коррекционно-развивающей работы.
В заключении педагоги прошли анкетирование на выявление профессиональных дефицитов работников образования в сфере формирования функциональной грамотности обучающихся и получили задание на следующее заседание: сформировать и представить кейсы, включающие задания по развитию познавательных, коммуникативных и регулятивных действий как основы функциональной грамотности.
Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся в деятельности учителя - логопеда: приоритетные задачи на 2021 - 2022 учебный год
27.08.2021 года было проведено заседание ММО учителей - логопедов по теме "Формирование и
оценка функциональной грамотности обучающихся в деятельности учителя - логопеда: приоритетные задачи на 2021 - 2022 учебный год". На секции присутствовало 19 педагогов образовательных организаций Краснозерского района. На заседании присутствующие учителя – логопеды познакомились с приемы формирования читательской грамотности дошкольников с ОНР, обсудили проведение педагогической диагностики в сентябре 2021 г. и наметили приоритетные задачи на 2021/2022 учебный год.
Логопедическое сопровождение процесса формирования функциональной грамотности у обучающихся
29 апреля 2021 года состоялось внеочередное заседание ММО учителей – логопедов в онлайн -формате по теме: «Логопедическое сопровождение процесса формирования функциональной грамотности у обучающихся».
Для эффективной работы в ходе заседания были использованы материалы установочной сессии, организованной кафедрой старший преподаватель кафедры специальной педагогики, инклюзивного образования и психологии НИПКиПРО (зав. кафедрой Г.М. Вартапетова).
Куратор ММО учителей – логопедов методист методического отдела МБУ ДО ДДТ Бубенчикова Н.Н.предложила просмотреть видеоматериалы старшего преподавателя кафедры специальной педагогики, инклюзивного образования и психологии Ольги Владимировны Шуваевой по указанной выше темы и о развитии интегративных компонентов функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ. Учителям были рекомендованы материалы кафедры специальной педагогики, инклюзивного образования и психологии для формирования функциональной грамотности обучающихся.