План работы ММО на 2022-2023 уч.г.:
Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: методические особенности развития креативного мышления как компонента ФГ
26 мая 2022 года состоялось четвертое запланированное заседание ММО учителей русского языка и литературы по теме «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: методические особенности развития креативного мышления как компонента ФГ»
На заседании руководитель ММО Юркина Е.В. представила доклад «Об особенностях формирования и развития креативного мышления как компонента ФГ на уроках русского языка и литературы. Психологические аспекты». Она также обобщила опыт работы МКОУ Веселовская СОШ по развитию креативного мышления. Коллегами был представлен практический материал по теме «Эффективные средства, приемы, технологии развития креативного мышления».
«Интеграция основного и дополнительного образования в целях раскрытия творческого потенциала обучающихся через уроки и внеклассную работу на основе новых образовательных технологий» - еще одна тема, которую обобщили в рамках круглого стола учителя, совмещающие основную работу и занятия в объединениях ДДТ. Е.В. Юркина представила опыт работы в объединении «Юный ритор» по программе «Основы риторики и культура речи»
Тарасова А.В., учитель русского языка и литературы МКОУ Кайгородская ООШ, выступила по темам «Внеклассные мероприятия, конкурсы как средство развития креативного мышления», «Технология «Lesson stady» (исследование урока), кураторская методика»
Презентацию-отчет по теме самообразования «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности» представила учитель русского языка и литературы МКОУ Коневская СОШ Кайгородова Анжелла Юрьевна.
Также на заседании руководитель ММО познакомила коллег с проектом плана работы ММО учителей русского языка и литературы на 2022/2023 учебный год.
В заключение учителя Краснозерского района работали над созданием ролика «Краснозерское читает Пушкина», чтобы 6 июня принять участие в традиционном онлайн-марафоне «Новосибирск читает Пушкина» в рамках проекта «Парки Пушкина»
Формирование функциональной грамотности обучающихся в контексте требований ФГОС ОО. Методические особенности формирования языковой функциональной грамотности
30 марта 2022 года на базе Краснозерского Лицея №2 им. Ф.И. Анисичкина состоялось очередное заседание ММО учителей русского языка и литературы по методической теме «Формирование функциональной грамотности обучающихся в контексте требований ФГОС ОО. Методические особенности формирования языковой функциональной грамотности» с учетом материалов стратегической сессии для руководителей ММО «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся в контексте требований ФГОС ОО»
В ходе работы руководитель ММО Е.В. Юркина акцентировала внимание на том, что формирование функциональной грамотности отражено как одна из задач в обновленных ФГОС НОО и ООО, познакомила с рекомендациями по анализу заданий ВПР в части формирования функциональной грамотности. Также были даны разъяснения по проведению педагогической диагностики в апреле-мае 2022 г., представлены критерии оценки деятельности и алгоритм проведения анализа результатов методической работы.
Было принято решение провести в ОО Краснозерского района «мягкий мониторинг» уровня сформированности читательской грамотности в 5-7 классах с целью совершенствования образовательного процесса, представлены апробированные задания «мягкого мониторинга» ИСРО РАО, ссылки на обновленный банк заданий для «мягкого мониторинга». Определена форма представления итогов мониторинга и утверждены сроки проведения и отчетности.
На заседании были изучены индикаторы функциональной грамотности (по результатам международного исследования грамотности взрослых Организацией по международному сотрудничеству и развитию (OECD) и Институтом образования ЮНЕСКО в 12 странах Европы), представлены эффективные формы и приёмы работы по формированию языковой ФГ в ходе деловой игры. В рамках заседания были представлены сообщения коллег об апробированных способах подготовки обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе, намечен план проведения следующего заседания по теме «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: методические особенности развития креативного мышления как компонента функциональной грамотности».
Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: методические особенности формирования читательской функциональной грамотности
Очередное заседание ММО учителей русского языка и литературы Краснозерского района по теме «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: методические особенности формирования читательской функциональной грамотности» состоялось 19 ноября 2021 года на базе МБОУ Краснозерский лицей №2 имени Ф.И. Анисичкина. В подготовительный период сделан аналитический акцент на методических особенностях формирования читательской функциональной грамотности, апробировались новые технологии и приёмы, активно формировался учителями русского языка и литературы банк собственных заданий. На заседании ММО в форме круглого стола «Пути повышения читательской грамотности», а также в интерактивных группах состоялся отчет о проделанной работе, обмен опытом и методическими материалами.
Коллеги поделились также своими педагогическими находками по вопросам подготовки к итоговому сочинению (Юсупова О.Г., МКОУ Половинская СОШ), к итоговому собеседованию (Овсиенко Ю.А., Лотошанская ООШ), представили личный опыт работы с одаренными детьми и ребятами с ОВЗ (Гончарова Н.Н, МКОУ Веселовская СОШ, Марченко Е.А., МБОУ Краснозерский лицей №1)
Были также освещены основные вопросы третьей проектировочной сессии по функциональной грамотности, состоявшейся 15 ноября в НИПКиПРО. Доклад от нашего района по теме «Проектирование заседания ММО, посвященного приоритетному виду функциональной грамотности с учетом стратегий коммуникации для продуктивной совместной работы» представлен руководителем ММО Юркиной Е.В.
Спланирована также работа в межсессионный период, определены докладчики на следующее заседание.
Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: приоритетные задачи на 2021/2022 учебный год
27 августа 2021 года на базе Краснозерского лицея №2 имени Ф.И. Анисичкина состоялось заседание ММО учителей русского языка и литературы Краснозерского района по теме «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: приоритетные задачи на 2021/2022 учебный год».
При подготовке и проведении мероприятия были использованы результаты педагогической диагностики, проведенной в ОО муниципалитета в мае 2021 года, а также материалы методической сессии, организованной кафедрой социально-гуманитарных дисциплин НИПКиПРО в рамках съезда работников образования Новосибирской области. В ходе заседания утвержден план работы ММО на 2021/2022 учебный год с учетом направления «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся», сделан анализ итогов ГИА по русскому языку и литературе, представлены итоги мягкого мониторинга и рекомендации по корректировке плана работы по формированию читательской грамотности, назначены кураторы секций на следующее заседание ММО, согласованы комиссии по подготовке и проверке олимпиадных заданий по русскому языку и литературе, спланировано участие в предметных конкурсах.
Также руководитель ММО познакомила присутствующих со своим докладом и выступлениями коллег на XXI съезде работников образования Новосибирской области, в ходе единой методической сессии, где были представлены лучшие практики методической работы по теме «Лучшие практики формирования и оценки функциональной грамотности в области русского языка и литературы»
Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: приоритетные задачи на IV четверть 2020/2021 учебного года
14 апреля 2021 года на базе Краснозерского лицея №2 им. Ф.И. Анисичкина состоялось заседание ММО учителей русского языка и литературы по теме «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: приоритетные задачи на IV четверть 2020/2021 учебного года». В ходе работы были использованы материалы установочной сессии, организованной кафедрой социально-гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО НИПКиПРО.
В рамках заседания ММО были проанализированы компоненты ФГ и их соотнесённость с содержанием обучения русскому языку и литературе, рассмотрены проблемы формирования ФГ при обучении русскому языку и литературе, изучены критерии сформированности функциональной грамотности.
Особое внимание было уделено теме «Читательская грамотность при обучении литературе». Коллегам предложены методические материалы для дальнейшей проработки заявленной темы и примерные задания по читательской грамотности ИСРО РАО для 5 и 7 классов, а также задания РЭШ для 8 и 9 классов, разработанные для оценки уровня сформированности ФГ учащихся. Были обговорены сроки проведения педагогической диагностики в 5-9 классах и формы её анализа.
Руководитель ММО познакомила коллег с примерным планом работы объединения на период со 02 апреля до 31 мая 2021 года.
Также с коллегами были обсуждены актуальные вопросы подготовки к ГИА и проведение районного конкурса юных чтецов «Волшебных слов пленительные звуки».